houzz_russia (houzz_russia) wrote,
houzz_russia
houzz_russia

В гостях: «Теория комнат» в саду декоратора Анны Муравиной

Источник: Houzz

Анна Муравина — исполнительный директор Ассоциации дизайнеров и декораторов, автор популярной книги «Рецепты счастливого интерьера» и едва ли не самый известный в стране декоратор. В саду малого ухода, который она создала на собственном участке, за многообразием зелени не теряется ни один побег. А сам сад спланирован неожиданным образом — по воображаемым комнатам.





О проекте

Место: Московская область, д. Молоденово

Размер: площадь участка 15 соток

Кто здесь живёт: декоратор Анна Муравина с домашними любимцами: эстонскими гончими по кличке Эста и Найки

Автор проекта: владелица участка

Фото: Юрий Гришко


Недостроенный дом на участке 15 соток Анна купила почти случайно: цена подходила, а у района была хорошая экология. Инвестиция оказалась удачной. «Я просыпаюсь под крики петухов, а не под шум дороги. В Москве уже много лет не могу даже ночевать: там меня не покидает ощущение тревоги, а здесь я живу будто на собственной планете», — рассказывает Анна Муравина.

Единственное, о чем пришлось пожалеть — недостроенный дом. Сегодня хозяйка предпочла бы купить участок и построить здание с нуля, без ограничений чужого фундамента. А вот сад появился здесь чуть ли не раньше, чем постройка, и стал для Анны Муравиной ландшафтным экспериментом.






«Я ничего не понимала в озеленении, поэтому купила книжку под названием “Сад, за которым легко ухаживать” и действовала строго по инструкции. Мне понравилась концепция английского пейзажного сада. Он выглядит так, будто вырос сам по себе, без помощи человека. Конечно, за ним тоже нужно ухаживать — поливать, подрезать, пару раз в год подкладывать удобрения. И всё-таки это не французские регулярные сады, которые требуют строгой архитектуры», — отмечает Анна.






Теория садовых комнат

Первым делом на плоском участке появился рельеф. Благодаря насыпям территория кажется больше. Арка, увитая виноградом, символизирует портал между двумя частями сада, а зоны отделены друг от друга перепадом рельефа или вертикальным озеленением.

«В одной японской книге я нашла интересную идею для зонирования. Суть в том, что дома, находясь в ванной, мы не видим, например, кухню. А из садовой гостиной, следовательно, не должна быть видна садовая спальня», — рассказывает Анна.





Центральная площадка сада, которая хорошо освещена в течение всего дня, — это гостиная. Здесь можно загорать, общаться с друзьями, а главное — двигаться, ведь Анна устраивает танцевальные вечеринки. Здесь же любят расслабиться на солнце гончие Эста и Найки — главные нарушительницы спокойствия в деревне.  «У одного из наших соседей курятник, и охотничьи собаки регулярно устраивают подкопы, — рассказывает Анна. — Другой сосед сделал на участке пруд и заселил его экзотическими белыми лягушками. Эста и Найки съели их в первый же месяц. Так что с собаками всё, что плавает, прыгает и шевелится, на участке исключено. Одно время я тоже хотела сделать пруд, но ухаживать за ним гораздо сложнее, чем за садом. К тому же, пруд без плёнки — слишком сложная история, чтобы она приносила удовольствие. А плёнка всё равно видна — не нравится мне с эстетической точки зрения».




К садовой гостиной примыкают две столовые. Одна из них — вместительная тенистая беседка, которая хорошо работает в первой половине дня. «Ещё в 2000 году мы сделали летнюю площадку с беседками для ресторана “Обломов”. Владельцы вскоре решили заменить их шатром, где можно рассадить больше гостей, а одна из беседок досталась мне. Чтобы перевезти её на участок, конструкцию пришлось распилить, а затем сварить заново. Я перекрасила её в синий цвет и с тех пор принимаю здесь гостей», —рассказывает Анна Муравина.




Вторая столовая расположена на террасе, рядом с кухней. Во второй половине дня здесь удобно накрывать ужины. Кроме обычной домашней кухни, на участке есть и садовая, с мангалом. «Я специально расположила её в глубине сада и отделила от столовой, потому что мангал — это мужская история», — поясняет Анна.

Террасу и спальню второго этажа прикрывает от солнца и посторонних взглядов стена, увитая девичьим виноградом. По словам хозяйки, разрослась она очень быстро.





Сад как источник вдохновения

Анна Муравина — поклонница натуральных материалов, которые красиво стареют. «Я считаю, что облупленная краска или царапины на древесине — это красиво, а входную дверь состарила специально», — поясняет хозяйка. Металлические вазоны тоже прошли лёгкий тюнинг и заржавели за два дня — для этого оказалось достаточно искупать металл в кока-коле.





А ещё за городом можно бесконечно изучать колористику, природа сама подсказывает сочетания красок. «Другое дело, что мы не всегда можем перенести их в интерьер и нарушаем пропорции, — поясняет Анна Муравина. — Например, в кусте сирени очень мало ярких оттенков — только соцветия. Зато много серых и землистых, много зелени — от темной до очень свежей. Интерьер в таких тонах будет очень красивым. Для себя я часто делаю фото в саду. Например, живописный ствол — это готовая фактура стены или мебели».




Секреты мастерства

Пейзажный сад кажется естественным, однако этот эффект важно спланировать заранее. По словам Анны Муравиной, ландшафт подчиняется тем же законам композиции, что интерьер и архитектура: «Нам нужно что-то, что держит углы. Поэтому по краям участка я посадила крупные деревья. Нужен “средний” ярус — это кустарники, а также акценты и “секретные” места. Когда вы только начинаете создавать сад, кажется, что он никогда не вырастет. Главная ошибка — хаотично засадить его растениями. Потом их придётся прореживать, или они погибнут сами от недостатка ресурсов».

Многие идеи, наоборот, интересно обыгрывать «по ходу пьесы». Центральную ель в своё время посадили, чтобы наряжать на Новый год, но она очень быстро выросла. Тогда Анна решила посадить ещё одну, поменьше, возле дома. Но она выросла выше первой всего за пять лет. «Что делать? Теперь я наряжаю и ту, и другую».





Каждый сад живет собственной жизнью и раскрывает свой характер со временем. Зачастую — не благодаря, а вопреки. Например, в саду неожиданно хорошо цветет магнолия, не предназначенная для московского климата. С одной стороны её закрывает дом, с другой — высокие деревья, так что растение не вымерзает. «В то же время мой любимый миндаль хорошо растёт у соседей, а у меня отказывается. Не растут и рододендроны, несмотря на все мои попытки».




В саду Анны Муравиной нет жёлтых цветов. В сочетании с розовыми и фиолетовыми, которые нравятся дизайнеру, они создавали бы эффект деревенского палисадника. Да и красные здесь только тюльпаны. Они зацветают первыми, объявляя начало весны.

«После тюльпанов распускаются розы, ирисы, лилейники, пионы, флоксы, колокольчики, дельфиниумы — получается сад непрерывного цветения. Люблю, когда все цветы вперемешку, а розы — исключительно кустовые: такой цветник требует меньше ухода, чем клумба»,— отмечает хозяйка.





Период цветения — самая живописная пора в цикле ухода за садом. Но важно и то, что случится с ландшафтом осенью. «Все оттенки зелени прекрасно сочетаются друг с другом, но уже в сентябре изменят свой цвет. Некоторые растения я сажала только ради осени. Например, кустарники с ярко-красными листьями», — рассказывает дизайнер.

А ещё Анна ухаживает за садом в соответствии с лунным циклом и подтверждает, что этот подход дает впечатляющие результаты: «Всю посадку нужно делать на растущую луну, а полоть и обрезать растения — на уходящую. Так они лучше сохраняют форму».





Неожиданные находки

Чтобы оценить нюансы сада,  стоит вдумчиво и спокойно прогуляться по дорожкам. Например, скульптура без руки так удачно вписалась в ландшафт, что кажется заранее придуманной деталью, хотя на самом деле её случайно нашли в лесу.

А ещё в саду есть дерево грецкого ореха. Побег специально прорастила заказчица Анны Муравиной из Петербурга. «Мы увидели дерево возле дома заказчицы и удивились, как здесь оказался орех, — вспоминает дизайнер. — Позже узнали, что это дальневосточный адаптированный сорт».





Таким же загадочным образом в саду прижилась и осина. «Когда я только начинала делать сад, мне кто-то сказал, что на участке обязательно должна быть осина от нечистой силы. Мало ли что, всегда можно сделать осиновый кол. “Хорошо”, — решила я. Поискала в интернете, как эти осины выглядят и пошла искать дерево вдоль дороги. Вырыла её из земли, безбожно обрубая корни, и привезла домой в багажнике. Была уверена, что не вырастет. Но осина неожиданно прижилась и прекрасно чувствует себя на участке».




В работе над дизайном сада и интерьера много общего — уверена Анна Муравина. И главное — что создатель контролирует далеко не всё в этом процессе. «Когда вы подбираете мебель и декор под проект, вещи сначала должны понравится вам, потом — другим вещам и интерьеру в целом. То же самое происходит с садом. Есть растения и приёмы, которые ему чужды — сад их отвергнет. У каждого сада — свой гений места. С ним ничего нельзя делать насильно».




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...
Клумбы и цветники своими руками - 64 идеи для дачи
В гостях: Сад на выходные для родителей
Проект недели: Всесезонный сад на 7 сотках

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 6 comments