houzz_russia (houzz_russia) wrote,
houzz_russia
houzz_russia

Оформить по-русски: Чем хороши (и плохи) отечественные интерьеры

Источник: Houzz

Каков он, пресловутый «русский вкус»? Мы попросили практикующих профессионалов, архитекторов и дизайнеров, рассказать о том, в чем состоит национальная специфика в оформлении интерьеров и что ее определяет.




Говорить о национальном вкусе или характерных особенностях его проявлений бывает непросто: не всегда ведь есть поводы исключительно хвалить. Напротив, проблемы порой вылезают активнее, чем достоинства, потому что речь о наболевшем. К тому же, любые обобщения всегда отдают «средней температурой по больнице», не без этого.

«Интерьеры отличаются ровно тем же, чем Россия (в самом общем смысле) от Запада (в не менее общем смысле), — считает дизайнер Мария Коткова. — Большим плюсом отечественного интерьерного дизайна является его стремительность в освоении нового (интерьерный дизайн у нас только что вышел из подросткового возраста), смелость (иногда не особенно осмысленная) и любовь к дорогому и качественному продукту (если не касаться эстетической стороны вопроса)».

Факт: Большинство опрошенных нами дизайнеров отрицает наличие какой-либо оформившейся национальной школы дизайна. Они указывают на то, что многие практикующие в России люди учились по западным программам и на зарубежном опыте.




Стремление к изобилию

Это самое мягкое из определений. Скорее же, вы услышите про перегруженность, вычурность, помпезность, чрезмерное обилие деталей в русских интерьерах. «У русских заказчиков потребность сделать себе везде Эрмитаж, даже на 25 кв.м, до сих пор никак не изживается», — кратко формулирует часть проблемы Виктория Киорсак.

«Даже на интерьерах, сделанных иностранцами для русских, лежит печать made in Russia. Я часто сталкиваюсь с тем, что у заказчика не поднимается рука купить нейтральную однотонную плитку за те же деньги, что ему обойдется плитка с декором. И тогда приходится убеждать. Я считаю, что корни этого феномена как раз в бедности и отсутствии возможностей, с которыми сталкивалось большинство людей в советский период», — предполагает дизайнер Елизавета Голубцова.

Впрочем, не все видят в стремлении к изобилию (в том числе в деталях) недостаток. Кто-то, напротив, считает это показателем более тщательной и кропотливой работы как со стороны автора, так и со стороны заказчика: «Когда просматриваешь зарубежные журналы, то понимаешь, что работы российских архитекторов смелее и интереснее работ своих зарубежных коллег. Так что нам есть, чем гордиться», — убеждена Светлана Герасимова.




«На мой взгляд, у западных дизайнеров куда чаще встречается вариант “просто и со вкусом”. Но в России очень много грамотных дизайнеров и архитекторов, которым удается убедить заказчика и сделать очень даже хороший интерьер. И сейчас количество таких проектов, которыми можно гордиться, многократно увеличивается», — присоединяется к оптимистам Юлия Анненкова.

«Мы, по-моему, очень любим “вылизывать” интерьеры. Для многих это хорошее свойство, для многих губительное. Если сравнивать с одеждой, то многие наши люди пытаются надеть сапоги и сумочку из одной кожи. Еще и заколку, и ногти в цвет подобрать. Европейские же интерьеры более расслабленные, и от этого более живые», — считают Ольга Хованская и Мария Степанова.




Арифметика и геометрия

Два важных фактора, про которые нельзя забывать: особенности отечественного жилого фонда и городской среды, в которой он существует.

«У нас отчетливо видна жажда заполнить каждый пустующий метр пространства квартиры. Отсюда и появляются громоздкие антресоли и полки, в том числе на балконах. Иностранцы куда реже сталкиваются с проблемой хрущевок или домов на участке в шесть соток. Но потихоньку такая позиция начинает уходить на задний план. Россияне стремятся сделать свой дом уютным», — убеждена Мария Ерофеева.

«В России главная миссия дизайнера (как ее видит заказчик) в том, чтобы помог впихнуть невпихиваемое в интерьер, — продолжает тему Елизавета Рабизо. — Конечно, есть и проекты, где 200 м на двоих, но это в процентном соотношении очень малая часть от общего. В связи с небольшими площадями в России очень активно развивается бизнес встраиваемой мебели и мебели на заказ».




Не стоит забывать и такую вещь, как проблемы с грамотно спланированной и приятной глазу средой, которая встречается во многих городах. Казалось бы, какое отношение она может иметь к выбору обоев или дивана? Возможно, самое прямое.

«За почти 20 лет практики я заметила одну характерную особенность русского дизайна, — отмечает Светлана Тихонова. — Для нас интерьер — это всегда история. Причем, история о каком-то другом месте, времени, жизни. Я ни разу не встречала клиента, который бы пришел с желанием сделать современную московскую квартиру. Практически всегда люди воплощают свои мечты и стремятся отгородиться от этого города. Отсюда несколько чрезмерный и театральный подход к интерьерам в нашей стране».





Решения, которые мы выбираем

«До недавнего времени русские интерьеры пытались обогнать и перегнать друг друга по части насыщенности интерьера всеми возможными способами: даже минимализм кричал о том, что он дорогой и качественный, с привлечением дорогого специалиста и лучших образцов предметного дизайна. Нарочитость — отличительная черта русского дизайна последнего времени. Сейчас, думаю, это явление поутихнет, интерьеры станут более реалистичными, жизненными, и мы сможем наконец разглядеть в интерьере его обитателей», — предполагает Ольга Окунева.

«На мой взгляд, западные интерьеры в основном проще по наполнению стен, но интереснее в мебели и деталях. У нас же иногда пытаются сделать так, чтобы по каждому углу квартиры или дома было видно, что работал дизайнер», — отмечает Ольга Шалыгина.




«От российских заказчиков часто можно услышать такие фразы: “Это слишком просто”, “Нужно же чем-то занять стену”, “Здесь нет дизайна”, делится опытом Елизавета Рабизо. — “Всего и побольше” —  главный лозунг. Многоуровневые потолки, использование в одном помещении сразу нескольких материалов на стенах, на полу — это must have большинства проектов. Скорее всего, это связано с тем, что российские жители нечасто переезжают и делают ремонт для себя и надолго».

«На мой взгляд, в основной своей массе русские интерьеры более сдержаны по деталям декора и по цвету. В Сибири, где я работаю, людям не хватает солнечного света. И чаще всего заказчики просят светлые интерьеры и очень пугаются насыщенных холодных цветов», — делится другим опытом Галина Сваровская.

«В России многие боятся сделать интерьер для себя. Всем нужно, чтобы как-то да было видно количество потраченных денег и не было скучно, — снова возвращается к озвученной выше проблеме Шамсудин Керимов. — На самом деле, многие не знают, как может быть по-другому. В России немного архитекторов, которые стремятся к западным стандартам, стараются донести их до заказчика, привить ему вкус. Но в целом, процент тех, кто хочет жить в ощущении воздуха, без кучи текстиля, декора и лепнины, становится больше».




Особенности национальных вложений

Одна из озвученных проблем: до обидного небольшое стилевое разнообразие интерьеров, сделанных в рамках проектов со значительным бюджетом, которые по идее должны задавать тон. Например, практикующие профессионалы отмечают, что российские заказчики в общей массе менее склонны к авангардным вещам или ярким необычным элементам декора. Хотя все чаще встречаются и исключения из этого правила.





«В России плохо приживается идея вложения средств в предметы искусства. Владельцы не экономят на отделочных материалах, но не желают тратить деньги на картины, — сетует Наталья Янсон. — Можно встретить помещения, от пола до потолка сделанные из мрамора, где оникс занимает центральное место, пол отделан паркетом из ценных пород дерева, а мебель стоит целое состояние. Но при этом на 300–500 кв.м будет всего три постера или в лучшем случае картины маслом, купленных по сходной цене. В западных интерьерах часто противоположная ситуация: на 70–100 кв.м насчитаем 20–30 эксклюзивных фотографий разного формата, картин современных художников, либо произведения искусства прошлых веков, приобретенных в известных, зарекомендовавших себя галереях. И все это — на фоне незатейливо окрашенных стен».






«Наши интерьеры скучнее, — считает Оксана Пигина. — Они появляются на месте панельных домов, лишенных изящества и исторической ценности. Одно дело, когда ты вырос на улицах старой Европы, впитывая совершенные линии разных эпох, а потом отталкиваясь от всего этого, шел вперед. Другое, когда ты вырос во дворе между двумя панельными домами и самое красивое,что видел — это театр и церквушки со сводчатыми потолками. Мне кажется, от Совка, вытесненного в подсознание, еще долго не уйти».

Впрочем, как справедливо подчеркивают другие, далеко не все европейцы выросли в центре Флоренции или Парижа, а не все американцы — из Нью-Йорка или Сан-Франциско. Даже спорная для многих эстетика, может быть источником вдохновения. Достаточно посмотреть на современную моду, к удивлению многих в нашей стране обратившуюся к постсоветским 90-м годам в интерпретации Демны Гвасалии или Гоши Рубчинского.




Винтажный вопрос

Еще одна особенность, которую глупо отрицать, — до сих пор существующее предвзятое отношение к той категории материального наследия, которую можно определить как скромную и нельзя отнести к дорогостоящему антиквариату: простые венские стулья, старые фото, фарфоровые мелочи или бабушкин небрендовый хрусталь. Хотя за границей в этих вещах часто видят особую прелесть.





«В России часто глубоко в шкафы запрятаны все фото, свои и родственников-друзей, дипломы и памятные вещи, которые так и проводят там большую часть жизни. А украшением интерьера служат бездушные китайские товары, — считает Людмила Ларионова. — Кроме того, красиво стареть наши интерьеры, как и некоторые барышни, пока не научились. Либо на помойку, либо порцию ботокса, чтобы выглядело как новенькое. Вот немцы, например, говорят, что если диван просижен, значит используется, значит он востребован. У нас же ободранный котом бок дивана — показатель, что пора ему на помойку».





«Наши бабушки и дедушки, родители жили в том, что смогли “достать” или “купить через знакомых”. Им хотелось новых, модных, стильных вещей, — напоминает Ольга Рудакова. — А в западных интерьерах ценится аутентичность, вещи, у которых есть история. Они бережно реставрируются, получают вторую жизнь и занимают почетное место в интерьере. У нас же такие вещи выбрасываются под девизом “Мы можем позволить купить себе новое”. Но в последнее время ситуация стала меняться и появилось множество он-лайн магазинов вроде happystation или 20th Century Lamps, archivestore, где есть множество интересных вещей».

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment